Вот что я накопал.
"Как получают бензин заданной марки ? Бензин различных марок - А-76, Н-80, Аи-92, Аи-95 и Аи-98 нефтеперерабатывающие заводы получают смешиванием компонентов, полученных в результате различных технологических процессов производства. Процесс компаудирования (смешивания) должен быть четко регламентирован, а продукт соответствовать ГОСТ, тогда на выходе получается бензин со стабильным и точным октановым числом."
Такое явление, как детонация (правильней сказать — детонационное сгорание топлива) все более мешало усовершенствованию моторов. Дело в том, что при высокой степени сжатия и больших оборотах двигателя топливо в камере сгорания начинает сгорать не плавно и степенно, как следует, а как бы «взрывается». Скорость горения увеличивается в десятки и сотни раз, энергия за единицу времени порождается огромная. Это приводит к появлению ударных волн внутри камеры сгорания, которые лупят хаотично, куда попало, и могут даже повредить элементы цилиндро-поршневой группы.
Совершенно понятно, что увеличивая степень сжатия двигателя, и его обороты, конструкторы ДВС преследуют одну-единственную цель — снять больше и больше мощности с единицы объема двигателя. И, соответственно, требуется топливо, которое бы сгорало в этих нечеловеческих условиях правильно – то есть равномерно и без детонации. Поэтому и производители бензина вынуждены все время работать над тем, чтобы получить продукт с максимальной защитой от детонации. Вот как раз октановое число и характеризует степень этой защиты. Чем оно выше, тем меньше вероятность детонации на данном топливе.
Очень популярный вопрос — если залить более высокооктановый бензин, чем положено, возрастет ли мощность и экономичность двигателя? Если в машине нет датчика детонации и автоматического регулятора угла опережения зажигания — однозначно, нет. Иначе говоря, в старорусские авто нет никакого смысла заливать Аи-98, если рассчитаны они на «восьмидесятый». Другое дело — если автомобиль современный и снабжен системами, способными «понимать», какое топливо в них залито. Но и в этом случае эффект прироста мощности и экономии топлива вряд ли превысит несколько процентов — то на то и выйдет. Тем более, если учесть, что высокооктановое топливо выше Аи-92 изготавливают у нас исключительно «присадочным» методом.
Повернем вопрос другой стороны — а можно ли в современную иномарку залить в случае необходимости А-80? Можно, но только в случае крайней необходимости, и если вы будете ехать предельно осторожно, утапливая педаль газа едва ли на четверть хода, избегая резких разгонов. Ведь система автоматической регулировки угла опережения зажигания имеет свои пределы. И если в этом случае резко топнуть на газ, вполне возможно услышать детонационные звоны. И, конечно, ни мощности, ни экономичности в этом случае вам не видать как своих ушей. Для таких «форс-мажорных» случаев лучше всегда иметь с собой бутылочку качественной октаноповышающей присадки.
Если машина расчитана только под 95, а не 92-95, то крайне не рекомендуется наливать бензин с меньшим ОЧ. Ибо движок не расчитан на такую детонацию.
При отступлении от нормального технологического процесса (например, при значительном повышении октанового числа только за счет присадок) бензин довольно часто становится нестабильным, т.е. изменяет со временем свое октановое число. Это особенно важно для машин, использующих бензин с октановым числом 95 или 98, т.к. снижение октанового числа со скоростью 0,5 за день может сильно навредить автомобилю. Поэтому заправляться желательно там, где контроль и гарантии качества продукции находятся на соответствующем уровне."
Когда заливаешь бензин с меньшим октоновым числом - всё-равно, что дефорсируешь движок + опасность износа и нестабильность в результате детонации...
" Очевидно, что применение бензина с октановым числом ниже положенного губительно сказывается на узлах двигателя. Однако использовать горючее, имеющее октановое число выше необходимого, также не рекомендуется. Это вызовет увеличенный расход масла и будет способствовать перегреву двигателя, особенно клапанной группы, несмотря на то, что на слух мотор начнет работать тише и ровнее."
Еще один важный показатель качества бензина - его чистота. В горючем не должно быть механических примесей и воды. Механические примеси способствуют интенсивному износу форсунок, жиклеров карбюратора, сокращают срок службы деталей двигателя и фильтров. Вода в зимнее время замерзает, образуя ледяные пробки, которые забивают топливопровод и топливные фильтры, могут повредить и даже вывести из строя топливный насос. Вода также усиливает коррозирующие свойства бензина.
Чтобы проверить наличие механических примесей и воды в горючем, нужно налить пробу бензина в стеклянную емкость и дать ей отстояться. Если такие примеси и вода имеются, они будут рассредоточены отдельными каплями и включениями по всему объему пробы, а также осядут на дне и стенках емкости.
Бензин должен соответствовать и другим требованиям: образовывать горючую смесь, обеспечивающую легкий пуск и стабильную работу двигателя во всех режимах; отлагать как можно меньше смол в баках и топливоподающей аппаратуре, а также нагара на горячих деталях двигателя; не вызывать коррозию металлов."